Советы учителя-дефектолога

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть, это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

Ребенок создает игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии, поэтому в ней переплетаются реальность и вымысел. Ролевая игра, особенно если она разыгрывается несколькими детьми, полезна для социализации. В ней ребенок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни. В дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым - в ролевой игре.

Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики, как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы, или по дороге из детского сада домой поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, к дворцу спорта, к зданию театра, к железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

На вопрос, сколько времени играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры, любой психолог ответит: «Столько, сколько ему необходимо». Не существует готовых положений о том, сколько, в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако, как правило, нетрудно понять в какой момент ребенок переиграл, а когда не доиграл и, исходя из этого, уже делать вывод: стоит изменять ситуацию, или нет.

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Для того, чтобы правильно организовать ролевую игру, надо помнить три простых правила.

Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка.

Во-вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жесткие рамки.

В-третьих, старайтесь, чтобы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте это.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотиться за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Также вмешиваться взрослому разумно, если игра становится слишком жестокой и злой, герои превращаются в злодеев. Но не торопитесь бежать к ребенку и останавливать игру! Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого?

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «Семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Игра в «Семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит.

Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать, как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Сюжетно-ролевые игры могут помочь справиться с разными детскими страхами или неприятием чего-либо. Например, если ребенок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А с тем, кто вечером с трудом засыпает, поиграть в игру «львенок хочет спать».

Если ребенок не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребенок: что он говорит от имени воспитательницы, няни, других детей. Таким образом вы обязательно узнаете, что же больше всего беспокоит малыша - тревожащая ситуация в игре обязательно проявится.

Рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры:

  • Старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.
  • Создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.
  • Старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Все дворовые ролевые игры – прятки, салки и другие – построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны.
  • Оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм.
  • Проявляйте инициативу и желание участвовать в игре.
  • Сопереживайте чувствам ребенка.
  • Папам необходимо минимум 20 минут в день играть с ребенком.
  • Место для ролевой игры принципиального значения не имеет.
  • Игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Играйте со своими детьми с удовольствием!

 

 

 

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек во рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначала медленно, затем убыстряя темп.

свернуть

Последовательность появления звуков в речи ребенка

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Нормы появления звуков речи у ребенка с рождения до 6 лет.

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам  ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере роста ребенка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

Дорогие родители! Будьте внимательны к своим детям!

 

свернуть

Как организовать логопедические занятия с ребенком дома?

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Речевые дефекты не исчезнут сами собой со временем, для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

не ругать ребенка за неправильную речь;

ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

Приобретите дидактические, настольно-печатные игры, пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Игры и материалы подбирайте соответственно возрасту вашего ребенка.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

С детьми старшего дошкольного возраста можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Детям среднего дошкольного возраста можно предложить, чтобы плюшевый мишка или кукла тоже выполняли упражнения с ними.

Правила занятий с ребёнком дома:

заниматься с ребёнком дома ежедневно;

занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке;

время проведения занятий 10-15 минут;

хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение;

артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

 

 

свернуть

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

 

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Педагоги дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания (особенно это отмечается у детей с заиканием и дизартрией). А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Дыхательные упражнения, которые можно проводить с детьми для развития правильного дыхания

Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логопедических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание). Эти игры и упражнения понятны и просты, не требуют специальной подготовки. Их рекомендуют использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи.

Рекомендуем и родителям поиграть с детьми дома!

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

«Загнать мяч в ворота»; «Кто дальше загонит мяч»; «Сдуть снежинку, листик, пёрышко»; «Фокус», «Парашютик»; «Паровозик свистит»; «Охотник идет по болотам» «Фасолевые гонки»; «Чья фигурка дальше улетит?»; «Кораблик»; «Узнай, что это»; «Горох против орехов»; «Мыльные пузыри»; «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Игры для развития правильного дыхания.

1."Кто загонит мяч в ворота"

2."Самый быстрый карандаш"

  1. "Забей гол Дракоше"

4."Бабочки порхают"

Хорошо развитое речевое дыхание с помощью данных упражнений поможет развивать произношение звуков, слогов, чётких и понятных слов. Поэтому очень важно проводить игры и упражнения по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

 

свернуть

Учим детей говорить выразительно

Что значит говорить выразительно? Это умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, выделяя самое главное в высказывании, привлекая внимание слушателей. Главным инструментом выразительности является голос. Поэтому необходимо уметь управлять его силой, высотой и эмоциональной окраской.

Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону голоса, по интонации ребенок может легко определить отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, он хорошо понимает и различает, когда взрослый разговаривает с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на слова также будет либо искренней, либо формальной. Если взрослый только делает вид, что слушает какой-то рассказ, описание, впечатления ребенка, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что он чувствует, о чём думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество его речи. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить ребенка, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

Сила голоса

Следует помнить, что сила голоса у каждого человека индивидуальна и развивается она постепенно. Важно научить ребенка усиливать голос, не повышая его, иначе это может привести к срыву голоса. Игровые упражнения на развитие силы и высоты голоса следует выполнять на длительном плавном выдохе.

Кошки-мышки

Для начала придумайте историю, в которой встретились мышка и кошка. Чтобы было интереснее, возьмите в руку игрушки. Мышка тихо и тоненько пищит «пи-пи-пи», а кошка громко и сердито мяукает «мяу!». Одновременно следите и за четкостью произношения: чтобы звук «П» был не смазанным, а проговаривался активно работающими губами. При произношении слога «МЯ» - рот округляется , звука «У» - вытягивается в трубочку. По этому подобию малышу предлагаются игры «Котенок и щенок» - один мяукает и шипит, другой лает. «Хозяйка и корова (коза)»- хозяйка зовет - «Маня, Маня!» Корова издалека отвечает: «Му!,Му!».

Силачи

Ребенок, подражая силачу, демонстрирует свою мускулатуру (сгибает руку в локте) или имитирует поднятие тяжести. При этом на длительном выдохе произносит любой гласный звук (А,О,У,Э). Упражнение выполняется с разной силой голоса : беззвучно, шепотом, тихи, громче, очень громко:

- постепенно усиливая звучание (а-а-а-а);

- постепенно ослабляя звук (а-а-а-а);

- сначала усиливая звучание, потом ослабляя (а-а-а-а).

Можно выполнять это упражнение вместе с ребёнком. Силач-ребёнок повторяет рекорд силача взрослого, подражая его интонациям, а затем соревнуется с ним, чей голос звучит громче, чей наиболее плавно переходит с тихого звучания на громкое.

Считалочка

Ребенку предлагается посчитать от 1 до 10 (20) , постепенно увеличивая силу голоса, затем посчитать обратно, постепенно снижая силу голоса.

Музыкант

Ребенок имитирует движениями игру на музыкальном инструменте (пианино, флейта, скрипка, гитара) и озвучивает свой инструмент голосом, произнося различные слоги (та-та-та, ля-ля-ля, ва-ва-ва, пам-па-рам и т. д.) Сила голоса меняется постепенно, так же, как в предыдущих заданиях.

Зеркало

Используйте для игры этикетные обороты приветствия, прощания, извинения, просьбы: доброе утро; добрый день; привет; как ты живешь, извините, пожалуйста; будьте здоровы, будьте добры; разрешите вас спросить; не подскажите ли вы и т.д. В этой игре ребенок может сначала копировать силу голоса взрослого, затем менять ее на противоположную: громко-тихо. Усложнить это упражнение можно следующим образом: меняйте не только силу голоса, но и эмоциональную окраску (громко, весело – тихо, грустно). Для того чтобы ребенку было интереснее выполнять задание, вместе с ним придумывайте различные игровые ситуации. Например, встретились два друга, которые давно не виделись, как они приветствуют друг друга? Радостно, громко. А если у одного из них случилась неприятность, как он ответит другу? Тихо, грустно.

Прочитайте вместе с ребенком отрывки из стихотворений, обращая внимание на изменение силы голоса.

А сова все ближе-ближе

(голос средней силы)

А сова все ниже- ниже
(голос чуть ниже среднего)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

«Поиграй, дружок, со мной!»

 

Была (голос средней силы),

Тишина, тишина, тишина…. (тихо, вкрадчиво)

Вдруг (громко)

Грохотом грома (еще громче)

Сменилась она (голос средней силы), и вот уже дождик (голос средней силы)

Тихонько …. (очень тихо)

Ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (голосом средней силы)

На полянку на лужок
Тихо падает снежок (тихим голосом)

Но подул вдруг ветерок-

Закружился наш снежок. (немного громче )

Пляшут все снежинки,

Белые пушинки! (громко весело).

свернуть
поделиться в: