Страничка руководителя физического воспитания
Как вырастить ребенка здоровым и успешным
Желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым - мечта каждого взрослого. Только вот очень часто, руководствуясь своими представлениями о здоровье, гармонии и счастье наших детей, мы непоправимо насилуем естественную природу детства.
Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, во всех обыденных мелочах заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда при всем большом желании взрослых вырастить здоровых и жизнерадостных детей, мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых; безответственных или неуверенных, озабоченных вечными тревогами, страхами; хронических неудачников или просто невротиков; а еще таких, которые лишены интеллектуальной инициативы, познавательных интересов и способностей к творчеству, созиданию.
Но как же избежать этого? Что нужно делать, чтобы не только мечтать о счастливом будущем своего ребенка, но и создавать это будущее каждый день и час?
Многие, наверное, усомнятся, что в чьих-то силах обмануть судьбу: «Одному просто на роду написано счастье, а другому - несчастье. И ничего с этим не поделаешь». Но все-таки даже такие скептики не станут отрицать, что у всякого счастливого человека - особый, счастливый склад личности. А это уже не только от судьбы зависит, но еще и от нас с вами, от воспитания и условий развития.
Здесь мы рискуем услышать раздраженные голоса умудренных дедушкиным опытом: «Меня в детстве держали в строгости, и ничего - вырос нормальным человеком. Отца и деда также воспитывали, и все выросли достойными людьми. А что вы можете сказать нам нового о воспитании?».
Никто не усомниться, что наука сможет сказать новое слово, например, о способах перемещения: колесо, поезд, ракета. Но когда речь идет о психическом развитии ребенка, его воспитании, то почему то тут психологическим и медицинским наукам отказывают в способности открывать что-то новое, принципиально не похожее на общепринятые взгляды?
Может быть, стоит прислушаться к голосу разума и науки и начать с того, чтобы пересмотреть свои взгляды на ребенка, процесс его роста и становление личности?
Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, ее свободной сущности, то можно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой ее только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким «беспомощным» человеком, а лучше пытаться сделать так, что бы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, все более способным к творчеству и все менее способным ко злу. Может быть в этом природный смысл Взрослого рядом с Малышом в процессе его роста - защищать, любить и принимать таким, каков он есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать.
При этом не только дети обретут условия для гармоничного и интеллектуального развития, но и взрослые помогут самим себе: научатся терпению и терпимости. Но нужно захотеть научится. Любящие мамы и папы, оцените свое отношение к ребенку, свое собственное поведение, свои методы воздействия. Попытайтесь строить их на основе предлагаемых нами принципов сопровождения:
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям (ребенку), с которым вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам вашим детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
Если не знаете, как воздействовать - остановитесь. В процессе занятий с детьми (одним ребенком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятия так, как будто ничего не произошло, либо просто прекратите всякое свое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами, или с чьей-нибудь помощью понять это происшествие.
Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у детей протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию - они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия с ребенком. Настраивайтесь перед делом, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заряжайте их радостью, светом, теплом.
Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятия; во всем остальном вы такой-же участник, как дети. Вы также ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы - образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.
Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренно желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное состояние ребенка, а значит - повредить ему. Где найти ребенку тот базис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, каким он есть - маленьким, неуклюжим, беспомощным - равным себе и другим - таким же значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.». Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет у них психического здоровья, гармоничного развития.
Давайте качественные оценки, если не можете удержаться вообще от оценки. Например, сказать, "Как сияют глазки у Колиного зайчика", предпочтительнее, чем заметить, что "Зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля", или похвалить, что "Руками Коля очень правильно показывает". В режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание или осуждение.
Не сравнивайте детей с кем либо в неверном свете, не ставьте никого в пример, помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последуют и свобода мыслей и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придется по душе.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может повредить. Один ребенок может привыкнуть к такому обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, будет бояться такого обращения, стремиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п. Что подскажут ваши руки и сердце.
Во всех случаях - сознание заповеди "не навреди" и ощущения чувства меры и избытка вашего воздействия на детей - главная наука нашего постижения. Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.
Соблюдение принципов, учитывающих естественные закономерности развития детской психики, поможет самим взрослым повысить свой самоконтроль. Самоконтроль взрослого - не только необходимое условие его собственного личного роста, но и единственная гарантия полноценного развития личности ребенка. Ведь это так легко понять, что любому маленькому существу для его естественного развития необходима атмосфера безопасности, защищенности, отсутствия угрозы нападения или потери поддержки. Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Принципы взаимодействия с ребенком
- Уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть:
- За то, что для нас - неразгаданная тайна.
- Достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти.
- Уважать - значит понимать, поддерживать, верить.
- Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое «Я», имеет право быть самим собой.
- В воспитании надо вставать над ребенком исключительно только для защиты.
- Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый научился уважать и ценить себя.
- Уважение к себе возрастает на волне успеха.
- Надо обеспечить ребенку успех, победу над неуважаемым в себе, над надоевшим делом, над опасным желанием.
- Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые ранее не подозревались. Победное познание, повседневная жизнь в маленьких победах - это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости
Учитесь общаться с детьми
- Стройте общение ребенка как сотрудничество
- Уважайте в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.
- За то, что он для нас – он неразгаданная тайна.
- Он достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти.
- Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
- Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое собственное «Я», имеет право быть самим собой.
- В воспитании не надо вставать «над ребенком»,/исключение только лишь для его защиты..
Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди, дорогой, ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось, твой дом - твоя крепость!
- Расскажи мне, что с тобой…
Секреты гуманного воспитания
- Никогда не наказывайте детей.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими. Не ставьте друг другу в пример.
- Не выставляйте ребенка на позор.
- Не укоряйте ребенка.
- Не приказывайте, не требуйте жестко.
- Обеспечивайте успех во всех делах, через разумную дозу помощи.
- Хвалите от души.
- Верьте и доверяйте безоговорочно.
- Договаривайтесь, находите общее мнение, уступайте разумным желаниям.
Измените взгляд на ребенка
- «Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее». И. Кант.
- Ребенок не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно.
- Он не греховен от рождения и не бессилен от рождения.
- Его нельзя делать каким-то.
- Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития.
- Ребенок равен взрослому: переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллекту, возможностям, лишь уступает в жизненном опыте.
Учимся выбирать мультфильмы
Детям неспроста нравится смотреть мультфильмы: интересные герои, которым хочется подражать, захватывающие истории, которые можно воспроизводить в жизни, получая материал для своих игр. При этом мультфильмы формируют личность ребёнка, влияют на их поведение. Именно поэтому необходимо предлагать ребёнку для просмотра только качественные произведения. Выбирая мультфильм, в первую очередь обращайте внимание на такие критерии, как познавательный сюжет, отсутствие насилия и агрессии.
Есть несколько условий для просмотра детьми мультфильмов:
- чем позже ребёнок начнёт смотреть мультфильмы, тем лучше. Первые просмотры лучше организовывать не раньше 3 – х лет.
- не стоит смотреть мультфильмы по телевизору, где есть реклама, и мультфильмы непонятного содержания.
- желательно не смотреть мультфильмы на Youtube – каналах, где в пару кликов компьютерной мыши ребёнок может оказаться на нежелательной странице.
- необходимо обязательно обсудить с ребёнком, чем мультфильм хорош и почему, какой из них стоит посмотреть, а какой нет.
- начинать и заканчивать просмотр лучше совместно со взрослым.
- организовать просмотр нужно не каждый день и по одному мультфильму. Если в семье несколько детей, и они не могут выбрать на всех один мультфильм, то смотрят по очереди каждый.
- взрослым лучше смотреть мультфильмы совместно с детьми, что видеть, как они реагируют, и что – то при необходимости им объяснить.
- смотреть мультфильмы, которые не перевозбуждают психику ребёнка. Если после мультфильма поведение ребёнка сильно отличается от обычного, то необходимо ограничить его просмотр.
Какие мультфильмы выбирать?
- мультфильмы с положительными героями.
- мультфильмы со смыслом, зачем тратить время на мультфильм ни о чём? Чему научится ребёнок? То запомнит?
- обучающие мультфильмы. Например, мультсериалы «Фиксики», «Смешарики: пин - код», где много познавательной информации, «Маленькие Эйнштейны», главные герои которого путешествуют по миру на музыкальном космическом корабле и находят решение в сложных ситуациях, мультфильм «Головоломка», после просмотра которого можно обсуждать с ребёнком эмоции, их выражение и значение в жизни человека.
- музыкальные мультфильмы, где звучат песни, которые потом можно вместе исполнять. Главное, чтобы в песнях присутствовал смысл.
- мультфильмы, развивающие воображение. Например, мультфильм «История игрушек», после просмотра которого дети могут придумывать истории о своих игрушках.
- документальные мультфильмы о природе и животных. Они нравятся детям и интересны даже взрослым.
Самое главное – осознанно подходить к тому, что смотрят дети. Для них мультфильмы – не просто рисованный мир, а нечто большее. Дети воспринимают увиденное как модель поведения. Подходите к выбору мультфильмов с определённой ответственностью. Ведь мультфильм – это средство освобождения родителей от общения с детьми и не свободная минута для своих дел. Лучше, когда во время просмотра вы с ребёнком разделите радость познания, дадите пояснения в непонятных для него местах и затем не раз вспомните сюжет и героев. Также стоит помнить, что для каждого возраста подходят свои мультфильмы.
3 года.
В этом возрасте ребёнок лучше воспринимает мультфильмы по русским народным сказкам о животных с простым сюжетом («Колобок», «Три медведя», «Петушок золотой гребешок», и др.), а также мультипликационные сказки по произведениям В. Сутеева.
4 года.
Ребёнок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружбу, верность, помощь в беде, добра и зла и т.д. Можно ввести для просмотра мультфильмы по русским народным сказкам («Гуси - лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Здесь главными героями являются уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте можно предлагать детям для просмотра и классические советские мультфильмы: «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Крокодил Гена», «Приключения Незнайки и его друзей» и др.
5-7 лет.
Можно показать ребёнку мультфильмы с более сложным сюжетом, часто философским сюжетом по произведениям русских и зарубежных писателей и народным сказкам: «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Конёк - Горбунок», мультфильмы по мотивам сказок А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена, Ш.Перро и др. Просмотр таких мультфильмов лучше разделить на несколько сеансов (по 15 минут).
Перед просмотром мультфильма желательно заранее познакомить ребёнка с первоисточником – художественным произведением, побеседовать, объяснить неизвестные слова , повороты сюжета.
И не оставляйте детей одних перед экраном, чтобы они в одиночку не решали: «что такое хорошо, а что такое плохо».
Как правильно использовать образовательный потенциал мультфильма.
Мультфильм – наиболее эффективный «воспитатель» от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе изображение и слово, т.е. включает два органа восприятия – зрение и слух. Если к этому добавить ещё и совместный с ребёнком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных обучающих материалов.
Просмотр мультфильмов можно строить по принципу сочетания наглядного материала и слова родителя.
Примерная схема просмотра.
- вступительное слово. Вы говорите о том, что сейчас будете смотреть мультфильм о… (высказываем общую мысль сюжета либо задаём проблему). Например: перед просмотром мультфильма «Самый главный» («Союзмультфильм», 1970 г.) можно спросить у ребёнка, какая профессия, на его взгляд, самая важная и почему;
- показ мультфильма;
- беседа, вопросы, обсуждение, выводы, игровое задание на основе выводов.
Очень важно после просмотра при возникновении похожих ситуаций возвращаться к мультфильму, который запомнился ребёнку. Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание детей, что его можно вспомнить, когда ребёнок начинает капризничать: «Не хочу, не буду!» Фраза «Молодец, будешь, как великий Нехочуха!» может привести ребёнка к правильным действиям.
Вопросы к содержанию некоторых мультфильмов.
Мультфильм «Цветик - семицветик» («Союзмультфильм, 1948 г.»)
Вопросы: была ли у Жени цель, когда у неё оказался цветик – семицветик? Какое первое желание загадала Женя? Какой получила результат? С толком ли она потратила лепесток? Могла ли Женя без цветка достичь этого результата? Какое второе желание загадала Женя? Почему она его загадала? Стоило ли тратить лепесток? Какое было третье желание? Зачем она его загадала? Можно ли было обойтись без него? Какое было четвёртое желание? Можно ли было обойтись без него? Какое было пятое желание? Почему Женя захотела иметь все игрушки? Какое было шестое желание? Стало ли что – то в её жизни и жизни других людей лучше, когда исполнились её первые шесть желаний? Что Женя загадала в седьмой раз? Какой получила результат? Исполнение какого желания принесло Жене больше всего радости? А кому ещё оно принесло радость? Посоветуйте Жене, как можно было распорядиться цветиком – семицветиком.
Вывод: Женя зря потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Только придя на помощь другу, проявив отзывчивость к чужой судьбе, она с пользой потратила седьмой лепесток и стала счастливой.
Задание: представь, что у тебя есть один лепесток цветика – семицветика. Как ты им распорядишься?
Мультфильм «Дядя Миша» («Союзмультфильм, 1970 г.»)
Вопросы: Какая цель была у дяди Миши? Кого встретил дядя Миша? Что они делали? Что делал дядя Миша, когда встретил зайца, ежа, белку, кота? Какого результата он достиг? Какие запасы сделал на зиму? А другие звери? Почему они сделали запасы, а дядя Миша нет? К какому выводу он пришел? Как нужно было поступить дяде Мише, чтобы собрать запасы на зиму?
Вывод: дядя Миша брался за дело и бросал его, не доведя до конца, поэтому он не получил результата. Луше сделать одно дело хорошо, чем много дел и плохо.
Мультфильм «Нехочуха» («Экран, 1986 г.»)
Вопросы: что мальчик не хотел делать и не делал? Понравился ли вам великий Нехочуха? Почему? Что нужно делать, чтобы не стать таким?
Выводы: мальчик не хотел ничего делать. Но, когда он понял, что так можно превратиться в отвратительного Нехочуху, решил, что жить нужно не по принципу «хочу – не хочу», а «надо – значит надо».
Мультфильм «Баранкин, будь человеком» («Союзмультфильм, 1963 г.»)
Вопросы: Почему Баранкин не хотел быть человеком? Как он хотел жить? В кого превратился Баранкин и Малинин? Какие у воробьёв есть в жизни сложности? Чему учатся? Лёгкая ли жизнь у бабочек? Чем они занимаются? Какие опасности их подстерегают? Расскажите о жизни муравьёв. Понравилось ли Баранкику и Малинину жизнь воробьёв, бабочек, муравьёв? Почему? Кто в природе не трудится? Можно ли жить и не трудиться? Что поняли Баранкин и Малинин? Что значит быть человеком?
Вывод: Баранкин и Малинин не хлтели трудиться, поэтому решили стать теми, у ког лёгкая жизнь, без труда. Но, оказалось, что в природе все трудятся, поскольку без труда не выжить.
Задание: вместе с ребёнком на улице, в парке, лесу понаблюдайте за жизнью воробьёв, бабочек, муравьёв. Спросите, что делают воробьи, бабочки, муравьи? Ка добывают себе пропитание? Что будет, если они перестанут трудиться?
Мультфильм «Чемпион» («Союзмультфильм, 1948 г.»)
Вопросы: Какую цель поставил перед собой щенок Бобик? Какая цель была у Серого волка? Как добивался своей цели Бобик? А что делал Серый волк? Кто выиграл? Почему? Кто был чемпионом в начале мультфильма? А в конце? Почему? Что нужно было делать волку, чтобы всегда побеждать?
Вывод: Серый волк был чемпионом и думал, что ему нет равных, поэтому он не готовился к соревнованиям. А щенок Бобик хотел выиграть кросс и много тренировался, поэтому и победил.
9 советов, как не заболеть
С наступлением холодов количество простудных заболеваний стремительно увеличивается. Тем не менее одни люди гораздо лучше сопротивляются заболеваниям, чем другие, которые начинают кашлять, чихать с первым глотком холодного воздуха. Как повысить свой иммунитет? Может, действительно для этого необходимо лишь ежедневно выпивать бутылочку кефира? Увы, в жизни всё сложнее, чем в рекламе.
ВИТАМИНИЗИРУЙТЕСЬ.
Для стимуляции защитных сил организма необходим витамин С. Его дефицит, практически неизбежно, приводит к простудам. Много витамина С содержится в цитрусовых, киви, сладком перце, других свежих овощах и фруктах. Но лучше все же принимать дополнительно мультивитамины или витамин С в таблетках. Ещё один нужный для иммунитета витамин – витамин В, содержащийся в мясе, рыбе, яйцах и зерновых.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ:
- Пивные дрожжи.
Они очень богаты различными витаминами и олигоэлементами, повышающими иммунную защиту;
- Пчелиную пыльцу(прополис).
Она имеет тонизирующее и регенеративное свойство, хорошо укрепляет иммунитет, богата витаминами, минералами, нуклеидными кислотами и энзимами. Прополис – это та же пчелиная пыльца, но переработанная для того, чтобы кормить пчелиную матку. Содержит те же активные вещества. Что и пчелиная пыльца, но в гораздо большем количестве.
3.Морскую капусту.
Она содержит хлорофилл, аминокислоты, минералы. Укрепляют эндокринную, нервную и иммунную системы, регулирует обмен веществ, очищает кровь, способствует регенерации тканей.
ЕШЬТЕ ПРОДУКТЫ, БОГАТЫЕ ЖЕЛЕЗОМ.
Иногда частые простуды на прямую связаны с недостатком этого микроэлемента в организме. Клеткам начинает не хватать кислорода, что значительно замедляет обмен веществ. Дефицит железа обычно проявляется в виде повышенной утомляемости, бледности и слабости. Большинство поливитаминов содержит около 18 мг железа. Вы можете получить больше, если будете есть 3 раза в день темное мясо, рыбу, птицу, яйца. Эти продукты, кроме того, в больших количествах содержат цинк – элемент, необходимый для производства белых телец, тоже защищающих организм от болезней.
НЕ ПЕРЕГРЕВАЙТЕ СВОЙ ДОМ.
Сухой воздух высушивает слизистые оболочки носоглотки и делает их более уязвимыми перед инфекциями. Поддерживайте температуру помещения на уровне 20 градусов и почаще проветривайте его. Не плохо приобрести увлажнитель воздуха. Также негативно, как и сухой воздух, на носоглотку действует курение, в том числе и пассивное вдыхание дыма.
ОДЕВАЙТЕСЬ ПОТЕПЛЕЕ, КАК ТОЛЬКО НАСТУПЯТ ХОЛОДА.
Если у вас замерзли руки или ноги, кровь сразу спешит к конечностям, чтобы согреть их. Другие же части организма в это время получают меньше крови, а значит, меньше защитных кровяных телец, способных противостоять вирусной агрессии. В очень холодную погоду полезно закрывать рот и нос шарфом. На то есть свои причины: защитные тельца лучше всего функционируют при температуре около 37градусов. При вдыхании ледяного воздуха температура дыхательных путей понижается вплоть до 30 градусов, а значит, активность иммунной системы резко падает.
ПРИНИМАЙТЕ ЭХИНАЦЕЮ.
Полезные свойства этого иммуностимулирующего растения давно научно доказано и научно проверено. Можно с уверенностью сказать, что эхинацея способна повышать сопротивляемость организма респираторным инфекциям. С началом холодной погоды рекомендуется принимать эхинацею в течение 10 дней каждый месяц. В зимние месяцы или с началом эпидемии гриппа – в течении 20 дней ежемесячно.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ОТДЫХЕ.
Понятно, что уставший и ослабленный организм менее успешно сопротивляется заболеваниям. Поэтому, побольше отдыхайте, побольше спите, гуляйте на свежем воздухе и избегайте стрессов.
НЕ ЕШЬТЕ СЛИШКОМ КАЛОРИЙНУЮ ПИЩУ.
Как правило, в холодное время года люди съедают больше калорий, чем летом. Как будто стараются пищей защитить себя от холода. Будьте осторожны: избыток калорий и лишний вес изматывают и ослабляют организм. А избыток сладкого и жирного снижают иммунную защиту.
ЧАЩЕ МОЙТЕ РУКИ.
Вирусы, вызывающие простудные заболевания чрезвычайно заразны. А передаются они, как правило, через руки. Вирусы в избытке присутствуют в общественных местах и живут на поверхности предметов часами. Достаточно лишь поднести загрязнённую руку к носу и вдохнуть, чтобы вирус проник в ваш организм.
ПРОМЫВАЙТЕ НОС МОРСКОЙ ВОДОЙ УТРОМ И ВЕЧЕРОМ.
Обычные готовые спреи с морской водой, которые используют для лечения насморка, не менее полезны и для профилактики насморка, простудных и вирусных заболеваний.
Понятие здорового образа жизни
Стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.
У детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место - заболевания органов дыхания;
2 место - инфекционные и паразитарные болезни;
3 место - болезни нервной системы и органов чувств;
4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Три вида здоровья:
Физическое здоровье-это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти.
Нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое и психическое развитие.
Использование наиболее эффективных оздоровительных практик в игровой форме в системе воспитательно-оздоровительной работы позволяет добиться позитивных результатов в этом вопросе.
Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем»
(Артур Шопенгауэр)
Счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.
Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов разработаны международной группой психологов, врачей и диетологов:
1) занимайся только приятной тебе работой;
2) всегда имей собственную точку зрения;
3) придерживайся правил рационального питания;
4) откажись от вредных
привычек;
5) спи при температуре
17-18ºС;
6) относись ко всему с любовью и нежностью;
7) занимайся активным умственным трудом;
8) периодически употребляй сладости;
9) почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку;
10) занимайся физическим трудом.
Дети должны знать:
- значение образа жизни в укреплении здоровья;
- правила ухода за телом, лицом, руками и т.д.;
- правила гигиены;
- основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим) и приводитьпримеры, связанные с ним;
- отрицательные последствия вредных привычек;
- пути избавления от вредных для здоровья привычек;
Дети должны учиться
- выполнять правила личной гигиены и режима дня;
- применять методы здоровье сбережения в повседневной жизни;
- рационально проводить свой досуг;
- совершенствовать коммуникативные навыки общения;
- участвовать в спортивных и досуговых мероприятиях.
- способам укрепления здоровья.
Будь здоров, малыш!
Патриотизм в физическом воспитании дошкольников
Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь к детей к Родине носит ярко выраженный, эмоциональный характер, их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма детей, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. В нашем детском саду проходят регулярно такие тематические мероприятия. Эти праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым, очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Необходимо развивать интерес детей к армии. Это достигается путём проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Игры используются для воспитания таких качеств, как смелость, ловкость, дисциплинированность. Дети усваивают, что наша армия стоит на страже мира.
Цель мероприятия к 23 февраля: воспитание патриотизма, чувства гордости за наших воинов. Дети знакомятся с военными профессиями; с музыкальными произведениями на военную тему; учат стихи, проводятся эстафеты с военным содержанием, развивающие ловкость, быстроту, смекалку, например «Раненный боец», «Доставь секретный письмо в штаб», «Передай сообщение», «Пройди болото» и другие.
Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является игра. Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. В младшем возрасте я начинаю играть в простые игры, например : «Коршун и цыплята», «У медведя во бору», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное здесь, что игровые образы понятны и интересны детям.
В старшем возрасте, проводятся такие игры, например: «Каза», «Мядзьведзь», «Гары, гары ясна», «Прэла - гарэла», «Мароз, «Пляцень» и т. д. Народные игры формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, птицам и животным.
Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников.
В итоге мне хочется сказать, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Физическое воспитание в семье
Физическое воспитание в семье
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому я рассматриваю организацию совместного досуга не только как важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи. Понятие "Физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Формы физического воспитания в семье
Пешие прогулки и походы. Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях. Длительная прогулка требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит радость. С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет - 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети - до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием, просто отдохнуть и расслабиться). На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость. Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками. Хорошо сварить на костре свежий обед. Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду - защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.
Плавание.
Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям. Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждать его к самостоятельности, проявлению активности, желания научиться держаться на воде.
Лыжные прогулки.
Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д. Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту. Лыжные палки - немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-2 толстыми шерстяными носками.
Катание на коньках.
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двух - опорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. Катание на коньках - сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.
Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до - 80.
Езда на велосипеде.
Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечнососудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30-50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки.
Бег.
Древнегреческие мудрецы говорили:
Хочешь быть здоровым - бегай!
Хочешь быть красивым - бегай!
Хочешь быть умным - бегай!
Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.
Бег - одно из важных для здоровья движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека. Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.
Доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят положительные результаты:
· пробуждают у родителей интерес к уровню "двигательной зрелости" детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
· углубляют взаимосвязь родителей и детей;
· предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
· позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию.
Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений - например, при выполнении упражнений, сопровождающихся пением или музыкой. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня.
В современной круговерти дня это - минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.
Чему учатся наши дети?
У детей 3-4 лет продолжают развиваться разнообразные виды движений. Они учатся ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений ног и рук. Приучаются действовать совместно. Учатся энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закрепляют умение энергично отталкивать предметы при катании и бросании. Продолжают учиться ловить мяч двумя руками одновременно. Обучаются хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляют умение ползать. Учатся строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учатся сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учатся выполнять правила в подвижных играх. Развиваются психофизические качества, самостоятельность и творчества при выполнении физических упражнений в подвижных играх.
К концу года дети 3-4 лет могут:
Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; выполнять задания: останавливаться, приседать, поворачиваться.
Бегать, сохраняя равновесие, изменение направления, темп бега в соответствии с указанием.
Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
Ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее 40см. в длину.
Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м. Бросать мяч двумя руками от груди; из-за головы, ударять мяч об пол, бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.
Уметь выполнять движения, проявляя творчество и фантазию.
Совет родителям:
Родителям все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться
тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет.
У детей 4-5 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь носком. Дети учатся ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учатся энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Учатся прыжкам через короткую скакалку. У детей закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. В этом возрасте дети учатся кататься на двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. У детей развиваются психофизические качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Учатся выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознано относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивается у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество.
К концу года дети 4-5 лет могут:
Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см.
Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд.
Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность. Пластичность движений.
Совет родителям: В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтоб ребенок не сутулился.
У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.
К концу года дети 5-6 лет могут:
Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.
Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.
Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.
Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.
Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.
Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.
У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
К концу года дети 6-7 лет могут:
Выполнять правильно все основные виды движений.
Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.
Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.
Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.
Сохранять правильную осанку.
Активно участвовать в играх с элементами спорта.
Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Совет родителям: Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Как заинтересовать ребенка занятиями дома?
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Занятия дома должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы. Пробудить у ребенка интерес, также можно демонстрируя его умения перед членами его семьи или же его сверстниками. Так у ребенка развивается уверенность в своих силах, и стремление учится дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интересное в этой жизни. Спорт укрепляет здоровье ребенка, способствует развитию творческих, духовных способностей.
Давай поиграем, малыш!
В играх развиваются активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовываются игры с правилами. Дома больше поощряйте игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивайте навыки лазанья, ползания; ловкость, творчество и выразительность движений. Вводите различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Воспитывайте дома у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Порой родители ошибочно полагают, что детство – это лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство, включая самые ранние периоды, и есть жизнь. Нелегкая полная загадочных происшествий и захватывающих событий.
Играем дома, в саду, на природе!
Главная и самая правильная форма физического воспитания детей – игра. Игровая деятельность – это очень важный и просто необходимый элемент развития каждого ребенка. Можно ли с пользой для здоровья заниматься подвижными играми не выходя из квартиры? И при этом не только детям, но и взрослым? Если у вас семейный праздник или у ребенка день рожденье, включите в праздничный день несколько подвижных игр. Дети будут рады, и вам будет весело!
Помните: Родители должны освоить азбуку воспитания и не бояться самостоятельно, и активно заниматься со своими детьми. Без помощи родителей любые усилия в этом направлении могут пойти насмарку. Дети растут и развиваются, насколько это будет гармонично, зависит не только от педагогов, но и от родителей!
Физическое развитие ребенка: с чего начать?
Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.
Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.
Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается. Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».
Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников
Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых – дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц. В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.
Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают. Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.
Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.
Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут. А если малыш не посещает детский сад?
Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.
Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.
Спорт и дети: в какую секцию отдать?
Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.
Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.
Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.
Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии. Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.
Рекомендации по укреплению здоровья детей
ЗАКАЛИВАНИЕ - первый шаг на пути к здоровью.
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
БОСОХОЖДЕНИЕ- элемент закаливания организма.
Еще один способ закалки – это прогулки босиком. Хождение босиком не только закаляет, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным и др. органам.
ПОЛЬЗА ПЛАВАНИЯ.
Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию. При плавании кожа ребенка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем улучшается кровообращение и укрепляется нервная система.